Право работника, чьи трудовые права нарушены работодателем, на
обращение за компенсацией морального вреда
Трудовой кодекс Российской Федерации относит право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном данным Кодексом, иными федеральными законами, к числу основных прав работника (абз. 14 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 и ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу абз. 14 ст. 21 и ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку срок, в течение которого сотрудник, восстановивший нарушенные трудовые права в суде, сможет обращаться в суд за компенсацией морального вреда с отдельным иском к работодателю в Трудовом кодексе Российской Федерации не определен, суды применяли общие правила о сроках.
Так, работник выиграл спор о восстановлении в должности, а затем попытался возместить моральный вред. Суды отказали в компенсации из-за того, что истек срок обращения с иском по ч. 1 ст. 392 ТК РФ. Они посчитали его с момента, когда заявитель узнал о нарушении прав.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.07.2020 № 35-П, рассмотрев заявление гражданина о проверке конституционности ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, признал эту норму частично неконституционной, поскольку отсутствие в ней сроков предъявления требований о компенсации морального вреда ограничивает право работника на судебную защиту.
Пока соответствующие изменения не будут внесены в Трудовой кодекс Российской Федерации, просить возместить нравственные или физические страдания работник может:
— одновременно с требованием о восстановлении нарушенных трудовых прав;
— в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда, которым права восстановлены.
Старший прокурор отдела
по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессах
прокуратуры Краснодарского края
советник юстиции Л.Е. Сидорова