Сочинская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет.
В соответствии со ст.ст.14,15,16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района и городского округа отнесено осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.
Статьей 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, отнесено:
1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами.
Согласно ст.8 Водного кодекса РФ в собственности муниципальных образований находятся пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, если иное не установлено федеральными законами.
Право собственности муниципального образования на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В силу ст.1 Водного кодекса РФ негативным воздействие вод является затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
3) осуществление мер по охране объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Под охраной водных объектов согласно ст.1 Водного кодекса РФ понимается система мероприятий, направленных на их сохранение и восстановление.
Основные требования к охране водных объектов содержаться в главе 6 Водного кодекса РФ. Указанной главой в частности установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов включает осуществление мер по охране:
— водных объектов от загрязнения и засорения;
— болот от загрязнения и засорения;
— ледников и снежников от загрязнения и засорения;
— подземных водных объектов;
— водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы;
— водных объектов при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности;
— водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии;
— установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов указанных выше, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, относятся: установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, городского округа соответственно, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района, на территории городского округа.
Согласно ст.6 Водного кодекса РФ водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, являются поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
В силу ст.6 Водного кодекса РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Учитывая значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, их использования для массового отдыха, купания, туризма и спорта, физико-географических, морфометрических и других особенностей водных объектов, реальной опасности возникновения негативных последствий в процессе их использования людьми, наличие правил использования водных объектов общего пользования особенно актуально.