Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Статьей 260 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за рубку лесных насаждений, то есть деревьев, кустарников и лиан, произрастающих в лесах, а также деревьев, кустарников и лиан, произрастающих вне лесов (например, в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом, не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.

Частью второй указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность незаконную рубку, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере, третьей —  за деяния  совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Указанной нормой предусмотрены различные виды наказаний от штрафа в размере до трех миллионов рублей до лишения свободы на длительный срок (до семи лет), а также возможность назначения дополнительных видов наказаний.

Приговором Туапсинского районного суда от 24.03.2022 за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ осужден житель района К.

Предварительным следствием установлено, что  17 мая 2021 года К., находясь на  участке горно-лесистой местности, расположенном на  территории лесного массива Небугского участкового лесничества, не имея каких-либо разрешительных документов на заготовку древесины, используя бензопилу, умышленно совершил незаконную рубку 6 деревьев породы дуб, в результате чего лесному фонду Небугского участкового лесничества Туапсинского лесничества причинен ущерб на общую сумму  4 879 069 рублей, который согласно примечанию к  ст. 260 УК РФ признается особо крупным размером.

Действия К. органом предварительного следствия квалифицированы как незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере.

В ходе предварительного и судебного следствия К. вину в совершенном преступлении признал, в содеянном раскаялся. Однако, вывод о его виновности подтверждался не только признательными показаниями К., но и совокупностью собранных по делу доказательств.

Согласившись с доводами стороны обвинения, суд с учетом степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, данных о личности подсудимого, его отношения к содеянному, наличия смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, признал К. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ, и назначил ему наказание в виде принудительных работ на срок 1 года 6 месяцев с удержанием из заработной платы 10 % в доход государства с лишением права заниматься деятельностью, связанной с лесозаготовкой и деревообработкой сроком на 2 года.

При этом судом удовлетворен гражданский иск Туапсинского межрайонного прокурора о взыскании с К. 4 879 069 рублей — суммы ущерба, причиненного преступлением.

 

Старший прокурор отдела

по надзору за следствием и дознанием

в органах внутренних дел

прокуратуры Краснодарского края                                           Н.Н. Глейкин